Запрессовка пальцев в шатуны


Многие источники считают, что процедура запрессовки пальцев в шатуны - самая неприятная из всех процедур капитального ремонта ВАЗовского двигателя. Пожалуй, я склонен с ними согласиться... Но! Глаза боятся, руки делают. А делать надо...


Существует ряд сложностей, с которыми нам придется столкнуться при капитальном ремонте. В частности, при запрессовке этих самых пальцев. В первую очередь, хочу предложить Вам взглянуть на другие источники. Вот, например, сайт OldModels.Narod.RU, предлагает нам два способа. По сути, я не вижу там ДВУХ способов - это один и тот же, просто с некоторыми различиями. Например, в первом случае шатун держит человек, а во втором - тиски. Я, вообще, ничем его не держал - просто положил на стол, и все. Правда, на столе остались прожженные полосы, так ведь какая температура! Что касается охлаждения пальцев в морозилке... Это все советуют, но у меня из-за этого случился конфуз. Вероятно, я не довел шатун до нужной температуры, но, как только палец соприкоснулся с шатуном, раздалось шипение, и палец заклинило.. Пришлось добивать молотком. Больше я пальцы не охлождал.
Итак, мы имеем пальцы (по возможности - новые), поршня (обязательно - новые) и шатуны (возможно, старые).
Кстати, еще разочек отвлекусь.. У меня всегда капиталка делается только после того, как двигатель "стуканул", т.е., провернулись вкладыши (или, в последний раз, выпали полукольца). В любом случае, мастер, который шлифовал "колено", рекомендовал мне менять один или два шатуна. Таким образом, у меня всегда имелись ненужные шатуны, поршня и пальцы. На них можно потренироваться, прежде чем приступать к работе с новыми поршнями.
Продолжим. Смазываем бобышки поршня и пальцы моторным маслом и проверяем, как они взаимодействуют. Палец должен входить в поршень под усилием большого пальца и не выпадать оттуда. Как я видел на одной из картинок, палец вставлялся только в одну бобышку и поворачивался в вертикальное положение. Выпадать не должен.
Шатун кладем на газовую плиту таким образом, чтобы пламя гледо верхнюю его шейку. Еще раз прокомментирую статью с oldmodels.narod.ru - спичками температуру я определял, но шатун все равно не был нагрет до нужной нам температуры (240°). Лучше судить о температуре по цвету.
Далее, в чем заключается моя изюминка.
У меня были трудности с оправкой. Проблема в том, что если действовать совсем без оправки, то на это уходит слишком уж много времени - палец клинит раньше положенного. Оправка помогает действовать увереннее и быстрее. Вначале я обошел все магазины. Не найдя оправки, я начал думать над своей конструкцией. Конструкция, предложенная OldModels, в принцыпе, меня устраивала. И я бы, наверное, такую и сворганил бы, если бы не лень. Тут еще хочу отметить, что я предполагал не гайкой зажимать палец (от нагрева конструкцию могло переклинить), а пружиной. На болт после пальца надевалась бы шайба, затем пружина, и уже потом - гайка. Пружина прижимала бы палец, но не давала бы конструкции заклинить. Но мне тогда пришла другая идея:
Еще разочек отступим. Просто я хочу сказать, что по всем размерам, для ВЫБИВАНИЯ пальца из шатуна, неплохо подходит оправка для центровки сцепления.
Оправки для сцепления
На фото они уже не новые, а "изуродованные" ударами молотка 800 гр. Та, что слева - с советских времен, справа - современная.
А другая идея заключалась в следующем: на такую оправку сцепления одеваем подходящий по размерам хомут немецкой фирмы "NORMA", подходящий по диаметру. Вот так. Он будет использоваться для упора в поршень. Я пытался закрепить этот хомут на необходимом расстоянии, но ничего хорошего не вышло. Делал я так:
Вставлял палец в поршень так, чтобы он немного, самую малость, утопал в бобышке. Главное, чтобы он не выперал - иначе все зеркало цилиндра изуродует.

Соблюдаем стороны шатуна и поршня. На поршне есть буква "П", означающая "перед", на шатунах, выпущенных до 1990 года, есть отверстие для масла. На новых шатунах отвертия нет ни в шатуне, ни во вкладише, так что соблюдать ничего не обязательно, но для симметрии, направляем всеред буквами маркировки. Далее, вставляем оправку с хомутом в поршень, и регулируем хомут таким образом, чтобы хомут упирался и не давал пальцу проскочить лишнего.
Вставляем оправку...   ...и упираем хомут
(Поршня у меня подписаны :-) )
Естественно, у хомута не вся поверхность ровная - червячок выступает. И у поршня эта поверхность не ровная. Поэтому, оправку в последствии не крутим. Глючем "на 7" затякиваем хомут и вынимаем оправку вместе с пальцем. Смотрим на шатун - если темература нормальная, то кладем его на сто так, чтобы верхняя головка свисала, и надеваем на нее поршень. Далее быстро вставляем палец (пока хомут не упрется в поршень), поршень при этом должен прижиматься к шатуну сверху. В общем, в остальном - как у всех.
Если же палец "заклинило", бытро меняем оправку на другую, без хомута, и, положив поршень на деревянный брусок, доколачиваем палец до необходимого положения. Молоток 800 грамм, помним? Он должен быть под рукой. Более того, я еще умудрился и по поршню садануть! Ручка у молотка раскололась, и... Но ничего, шкуркой "нулевочкой" выровнял поверхность поршня, ликвидировал задиры, и - вперед!

Спасибо за внимание!!!
Еще раз хочу подчеркнуть, что это - только лишь мой опыт, и у меня все получилось как по маслу. Пальцы (если шатуны нагреты хорошо) вставлялись без молотка. Под усилиями, хоть не одного, но двух больших пальцев. Но как делать,и делать ли самостоятельно, решать только Вам!.. Удачи при сборке и на дорогах!!!
Hosted by uCoz